Правда и мифы о менопаузальной гормональной терапии (МГТ)

Правда и мифы о менопаузальной гормональной терапии (МГТ). В России имеется практически весь арсенал современных гормональных высокоэффективных препаратов для МГТ. Однако частота назначения МГТ в РФ крайне низкая – всего лишь 0,2%. И это несмотря на неутешительные данные статистики. Одной из главных причиной смертности среди женщин после 50 лет являются сердечно - сосудистые заболевания (в том числе инфаркты миокарда и инсульты). А риск получить инвалидизирующий перелом на фоне остеопороза, через 10-15 лет от момента наступления менопаузы, равен 1:60! От климакса никто не умер, умирают от его осложнений! Никто не может избавить женщину от климакса: рецепта вечной молодости нет и старение - это естественный биологический процесс; но сегодня Вы в праве сами решать, как прожить жизнь после менопаузы. Прием МГТ – это шаг к тому, чтобы Ваше долголетие превратилось в подарок, а не в источник страданий. Так почему же при стольких «за» некоторым женщинам тяжело принять решение в пользу МГТ, даже если ее им настоятельно рекомендовал принимать гинеколог? Виной всему огромное число мифов, предрассудков и страхов у пациенток, сложившихся вокруг МГТ. Давайте постараемся их развеять!

Миф №1: «МГТ – это ненатурально»

В наше время слово «натурально» очень популярно. Возможно Вы будете сильно удивлены, но, именно, в состав препаратов для МГТ входят натуральные эстрогены. Это женские половые гормоны, абсолютно идентичные по составу тем, которые вырабатывают яичники молодой женщины, только в очень незначительном количестве, однако, достаточном для того, чтобы ослабить или остановить проявления климакса и предупредить его осложнения в будущем. Некоторые препараты МГТ могут также содержать второй компонент -  гестагенный. В современных препаратах МГТ гестагенный компонент максимально приближен по своим свойствам к натуральному прогестерону (другому яичниковому гормону). Именно, поэтому такая терапия естественна для женского организма.

Миф второй: «МГТ – это противоестественно»

Вы можете возразить, что наши бабушки понятия не имели о МГТ и старались справиться с симптомами самостоятельно, считая это неизбежными последствиями их возраста. Сегодняшняя же статистика свидетельствует, что 85% женщин среднего и старшего возраста в России являются основными кормилицами в семье. Достигнутый статус, ответственность за будущее еще не совсем взрослых детей, материальные аспекты и общественное мнение часто не позволяют женщине не работать, достигнув пенсионного возраста. Между тем требования к профессионализму работников в условиях современной экономики все возрастают. К тому же хорошо выглядеть и внешне соответствовать престижу занимаемой должности в любом возрасте – это тоже требование нашего времени.

Миф третий: «Нет приливов – лечить не надо»

Это самое распространенное заблуждение! У тех 20 - 30% женщин, у которых вегетативная система оказалась более устойчива к гормональной перестройке и избавила их от наиболее ярких проявлений климакса, по прошествии 2 - 7 и более лет средневременные и поздние осложнения климакса все равно разовьются, но, к сожалению, время будет упущено! Тогда уже гинеколог не в праве будет назначить вам препарат МГТ в силу Вашего возраста или в силу тяжести накопленных к этому времени развившихся осложнений климакса.

Миф четвертый: «У меня разовьется привыкание к препаратам МГТ»

Препараты МГТ всего лишь восполняют возникающий с возрастом дефицит эстрогенов в организме женщине, тем самым, восстанавливая гормональный баланс. МГТ не нарушает естественных процессов в организме, а просто помогает женщине легче пережить гормональную перестройку. Прекратить прием ЗГТ можно в любой момент, предварительно обсудив это со своим лечащим врачом.

Миф пятый: «От гормонов растут волосы  на теле»

В состав препаратов МГТ входят натуральные эстрогены и максимально приближенные к естественному прогестерону женщины – гестагены, следовательно, они не могут вызвать избыточного роста волос на теле.

Миф шестой: «От гормонов я поправлюсь»

Физическая активность с возрастом прогрессивно уменьшается за счет присоединения возрастных заболеваний, повышения статуса и за счет изменения образа жизни (преобладает умственный труд). С возрастом, особенно при выключении функции яичников, замедляется метаболизм (протекание всех обменных процессов в организме). В менопаузе организм старается восполнить дефицит женских половых гормонов за счет их альтернативной продукции в жировой ткани (оказывается, там они тоже могут вырабатываться, но в меньших количествах, чем в яичниках). Однако отложение жира в области живота и бедер, встречающееся у женщин в менопаузе, наиболее опасно для сердца и сосудов. Это повышает риск развития инфаркта и инсульта и является предпосылкой для развития сахарного диабета 2 типа и множества онкологических заболеваний. Препараты МГТ ускоряют обмен веществ, и замедляют отложение жировой ткани в теле. Вы же должны повысить уровень физической активности и рационально питаться.

Миф седьмой: «У меня заболевания желудка, кишечника и печени, поэтому МГТ мне противопоказана»

Ни один из современных препаратов МГТ не обладает раздражающим действием на слизистую желудочно - кишечного тракта (ЖКТ) и токсическим влиянием на печень. Для пациенток, которые обеспокоены состоянием своего желудочно-кишечного тракта и которым прием таблетированных форм нежелателен по медицинским показаниям, фирмы выпускают специальные формы препаратов МГТ для местного использования в виде накожных гелей, пластырей, назальных спреев. Эти формы усваиваются организмом через кожу, минуя ЖКТ и исключая первичный транспорт через печень, облегчая рабочую нагрузку на эти органы.

Миф восьмой: «МГТ вызывает рак»

Рак тела матки (рак эндометрия). У женщин, принимающих МГТ, риск его развития значительно ниже, так как в состав препаратов МГТ входят компоненты (гестагены), которые защищают слизистую полости матки от этого процесса. Своевременная коррекция эндокринной и гинекологической патологии, нормализация массы тела и лечение воспалительных заболеваний женской половой сферы, а также рациональное предохранение от беременности в репродуктивном периоде позволяют достаточно эффективно профилактировать развитие этого заболевания.

Рак шейки матки (РШМ) имеет негормональную природу и вызывается онкогенными типами Вируса Паппиломы Человека (ВПЧ) - это инфекция, передающаяся половым путем. Пути его профилактики: использование барьерной контрацепции (презервативы) для защиты от Инфекций, Передающихся Половым Путем (ИППП), моногамные сексуальные отношения, посещение гинеколога не менее 1 раза в год  с прохождением цитологического скрининга (жидкостная цитология + определение онкогенных типов ВПЧ) и кольпоскопия (осмотр шейки матки под микроскопом).

Рак яичников (РЯ). Хотя яичники и гормонопродуцирующий орган, гормональная причина развития рака яичников не доказана. Большую роль в развитии этого заболевания играет наследственность, игнорирование современных методов контрацепции (гормональные контрацептивы на 80% снижают риск развития рака яичников), аборты, хронические инфекции матки, маточных труб и яичников.

Рак молочной железы. Эта тема вызывает наибольшее количество споров. Современные данные по ней таковы. Риск развития рака молочной железы увеличивается с возрастом (чаще он поражает женщин в постменопаузе, после 60 лет); большую роль в его развитии играет наследственность (мутации в генах BRCA1, BRCA2), а также отсутствие беременностей и родов, большое количество абортов в анамнезе, курение, избыточный вес, длительные хронические стрессы, экологические факторы. Эстрогены (основной лечебный компонент препаратов МГТ) не являются онкогенами (не вызывают рост опухолей молочных желез).

Большинство проведенных исследований также показали, что даже если у пациентки, получающей МГТ, выявлялся рак молочной железы (прямо не связанный с приемом МГТ), рост этой опухоли начался задолго до приема МГТ, РМЖ был менее злокачественным, имел меньшую стадию распространения, обладал меньшей наклонностью к метастазированию, лучше отвечал на последующее лечение. В настоящее время доказано, что своевременно начатая МГТ защищает от развития многих заболеваний, в том числе и онкологических:

• Рак легких
  • Рак желудка
  • Рак толстой кишки
  • Сахарный диабет
  • Остеопороз
  • Болезни суставов
  • Сердечно-сосудистые заболевания
  • Нарушение качества сексуальной жизни
  • Ожирение

Запишитесь на прием к гинекологу в Клинику Здоровья Современной Женщины в СПб (см. карту) по телефону: 8 (812) 309-84-16 или оставьте заявку на сайте.