Климакс (менопауза)

У многих женщин возрастной период после 45 лет или так называемый «период менопаузального перехода» сопровождается появлением множества неприятных симптомов. Период менопаузального перехода начинается в 40 - 45 лет и заканчивается с наступлением менопаузы. Снижение уровня женских половых гормонов — эстрогенов — не проходит незамеченным, и женщину всё чаще «посещают» перемены настроения, приливы жара и потливости, снижается половое влечение (либидо), возникают сухость, зуд и дискомфорт во влагалище. К этому возрасту у большинства женщин имеется немалый «багаж» хронических заболеваний. Медленно и постепенно угасающая функция яичников приводит к нарушению менструального цикла (сокращается их продолжительность, нарушается регулярность, могут возникнуть кровотечения из половых путей). Частота климактерических симптомов у женщин составляет в – среднем 40 - 60%. Однако, все эти возрастные изменения, скорее — повод к активным действиям, а не причина для огорчений. Да и действия эти просты и понятны: здоровый образ жизни, диета, разумная физическая нагрузка, своевременное посещение врача акушера – гинеколога для профилактических осмотров и, при необходимости, применение лекарственных средств, восполняющих гормональный дисбаланс. Если до этого времени регулярное посещение врача акушера - гинеколога ещё не стало привычным для женщины, возраст 45 — самое время начать тщательно заботиться о своём здоровье.

Что такое климакс?

Климакс – это естественный и закономерный этап в жизни каждой женщины. В это время постепенно угасает функция яичников, в которых созревают женские половые клетки - яйцеклетки, сокращается выработка женских половых гормонов, теряется способность к зачатию, организм переходит к состоянию зрелости.

На климакс приходится треть всей жизни женщины. Этот период Вы можете прожить энергично, красиво и с достоинством, так как современные достижения в медицине позволяют это сделать.

Зачастую, с прекращением менструаций, женщины перестают обращаться к гинекологу, однако как раз в это время женщина должна быть наиболее внимательной к своему здоровью для того, чтобы максимально безболезненно и с минимальными потерями войти в зрелый период своей жизни. Большую роль в преодолении этого этапа играет информированность женщин о климаксе, о методах терапии климактерических симптомов, о способах их устранения. Чем раньше вы вооружитесь этими знаниями, тем легче сможете преодолеть его.

Давайте немного поговорим о терминах, чтобы Вам было понятней, в каком именно периоде климакса находитесь Вы:

Менопауза – стойкое прекращение менструаций, это последняя самостоятельная менструация, связанная с возрастным снижением гормональной функции яичников. Дата менопаузы оценивается ретроспективно: спустя 12 месяцев отсутствия последней менструации.

Выделяют преждевременную менопаузу (до 40 лет), раннюю (40 - 45 лет), своевременную (46 - 54 года) и позднюю (старше 55 лет).

Перименопауза включает период менопаузального перехода (период после 45 лет)  плюс 12 месяцев после последней самостоятельной менструации. Постменопауза – это период после наступления менопаузы.

Какова ее причина?

Причина менопаузы заключается в дефиците женских половых гормонов (эстрогенов) в организме женщины. Менопауза развивается вследствие возрастного или вынужденного (оперативное удаление, лучевая или химиотерапия) выключения функции яичников. В организме женщины работа практически всех органов и систем зависит от уровня эстрогенов: наружные и внутренние половые органы, головной мозг (в – особенности гипофиз и гипоталамус), молочные железы; сердечно - сосудистая и костно - мышечные системы, мочевой пузырь, кожа, волосы, глаза, толстый кишечник, печень. Поэтому, в условиях дефицита эстрогенов их работа ухудшается.

Как проявляется климакс (менопауза)?

Выделяют ранние, средневременные и поздние симптомы климакса. Ранние симптомы возникают часто еще до окончания менструальной функции.

Ранние симптомы очень неспецифичны, поэтому женщины зачастую не придают им никакой значимости, однако, обратишись к врачу гинекологу, именно с этими жалобами можно спрофилактировать развитие тяжелых осложнений климакса в дальнейшем.

К ранним признакам относятся:

Около 30% женщин достаточно легко проходят этот этап своей жизни, не предъявляя вышеописанных жалоб, и, следовательно, вовремя не обращаются к гинекологу, пуская течение климакса на самотек. К несчастью, это самая распространенная ошибка! Отсутствие приливов – это всего лишь показатель устойчивости Вашего организма к гормональной перестройке. К сожалению, остальные последствия климакса носят более серьезный характер, но развиваются медленно и часто незаметно для женщины. Часто женщины не сопоставляют возникающие жалобы и признаки с наступлением климакса, а связь это уже давно доказана наукой. Недостаточно снять лишь несколько симптомов, гораздо эффективнее – воздействовать именно на основную причину климакса!

В период менопаузального перехода очень высока вероятность заболеваний тела матки, шейки матки, молочных желез: все это на максимально ранних стадиях можно обнаружить только регулярно посещая врача акушера - гинеколога (хотя бы раз в год). А вовремя обнаружить, значит и вовремя начать лечение. К сожалению, когда женщина уже сама начинает ощущать признаки этих заболеваний, то от момента начальных скрытых проявлений климакса проходит от 2 до 7 и более лет, и, естественно, скорректировать их становится уже значительно труднее.

К таким проявлениям климакса относятся cредневременные признаки:

Если при проявлении этих признаков женщина не обратилась  к гинекологу, то в последующем развиваются наиболее грозные признаки климакса, эффективно лечить и контролировать которые уже не представляется возможным.

К ним относятся поздние признаки климакса:

Гамзатова Зайнаб Хизриевна
Врач акушер-гинеколог,
Врач гинеколог-эндокринолог,
Кандидат медицинских наук,
Заведующая гинекологическим
отделением «Клиники Здоровья
Современной Женщины» МАРТ

Запишитесь на прием к гинекологу в Клинику Здоровья Современной Женщины в СПб (см. карту) по телефону: 8 (812) 308-00-18, 8 (921) 947-22-61 или оставьте заявку на сайте.